Май 08

Рынок щебня: склады переполнены, а украинцы демпингуют

Автор: adminGWP | Категория: Все для дома | Опубликовано: 08-05-2015

Популярное

Николай Кутьин: Мне тоже шлют SMS с рекламой недобросовестных СРО

Архитектор Николай Шумаков: Наступили времена, когда музеи оказываются на задворках торговых центров

Сергей Кучихин: Политика ЦБ не способствует развитию стройкомплекса

Керченский мост: дорога жизни

Торговля допусками СРО: когда все это кончится?

Без такого нерудного материала, как щебень, сегодня не могут обойтись производители бетона и ЖБИ, металлурги, строители железных и автомобильных дорог. Но, поскольку спрос на эту продукцию из-за кризиса упал, огромные объемы щебня лежат на складах, и многие производители находятся на грани закрытия. Есть ли выход из этой ситуации?


Сегодня мы поговорим о российском рынке щебня. Напомним, что щебень является продуктом дробления горных пород, а также каменных материалов искусственного происхождения. В этом обзоре мы остановимся только на нерудных щебнях, к которым относятся щебни из гранита, известняка, базальта и гравия.


 


Прочность — черта характера

Основной и, пожалуй, главной характеристикой щебня является его прочность. В соответствии с этим параметром щебень подразделяется на несколько групп:


Марки М 1200—1400 — высокой прочности


Марки М 800—1200 — прочный


Марки М 600—800 — средней прочности


Марки М 300—600 — низкой прочности


Марки М 200 — самой низкой прочности


Чаще всего на отечественном рынке представлен гранитный щебень прочностью 1200—1400, известняковый — прочностью ≤600, 800—1000 и гравийный прочностью 800—1000.


Самый дешевый щебень, применяемый в строительстве, — известняковый. В его состав в основном входят кальцит или карбонат кальция.



 


Состояние критическое

— Сегодня в первую очередь востребован гравийный щебень, который по своим прочностным характеристикам и ценовому диапазону вполне устраивает большинство заказчиков, — рассказал Виталий Оскирко, замначальника отдела продаж одной из производственных компаний, работающей на рынке щебня. — Хотя в связи с кризисом потребление всех нерудных материалов серьезно снизилось, — добавил он.


Впрочем, как мы выяснили у экспертов, снизилось не только потребление щебня, но и его добыча, что неудивительно.


— В настоящее время наблюдается серьезное отставание по сравнению с прошлогодними объемами производства, — делится с журналом «Строительство.RU» Владимир Сергеев, исполнительный директор Некоммерческой ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов «Недра». — Так, в январе произведено 17,1 млн куб. м нерудных материалов, что составляет 95% к уровню прошлого года. В феврале произведено 20,1 млн «кубов» — а это уже 88% к прошлогоднему уровню.


— Конечно, в первую очередь это связано с отсутствием спроса, — отмечает Владимир Сергеев. — Мы думаем, что деньги у строителей могут появиться не раньше конца мая.


Еще одной причиной, которая влияет на объемы добычи, стало серьезное затоваривание данной продукцией. По данным ассоциации «Недра» сегодня на складах у производителей скопилось более 50 млн куб. м щебня. Из-за отсутствия должной реализации многие предприятия находятся на грани закрытия. И это вовсе не преувеличение.


 


 


Украинский фактор

Но есть еще один фактор, усугубляющий положение отечественных производителей на рынке собственной страны. Это импорт украинского гранитного щебня. Только в феврале этого года Украина официально ввезла в Россию более миллиона тонн своей продукции, которая из-за обвала курса гривны дешевле отечественной.


Демпинговые поставки некогда братской страны делают свое «черное» дело. Сегодня стоимость украинского щебня на границе с Россией колеблется в диапазоне от 350 до 500 руб. за 1 куб. м. Для отечественных производителей это неприемлемая цена. Тем не менее год от года «Незалежная» наращивает экспорт «клятым москалям» своего гранитного щебня, убивая тем самым бизнес многих российских производителей.


Если в 2006 году Украина поставила в Россию 7,99 млн куб. м щебня, то в 2007-м — почти 10,5 млн, в 2008-м — более 12,6 млн, а в минувшем 2014 году ее экспорт составил внушительную цифру — более 21,6 млн куб. м. И это только то, что официально ввезено по железной дороге…


Кстати, Украина — практически единственный импортер подобной продукции в Россию. Импорт из других стран, не входящих в Таможенный союз, крайне незначителен, и его можно не брать в расчет.



 


Генералы песчаных карьеров

Но вернемся к отечественным производителям щебня. Добывающих компаний на российском рынке сегодня достаточно много. В основном это небольшие производства, которые добывают 100—150 тыс. куб. м щебня в год. Крупных же компаний, с годовыми объемами добычи 10—15 млн «кубов», наберется не больше десяти. Большинство лидеров рынка гранитного и базальтового щебня базируется в Северо-Западном федеральном округе, добывая этот продукт из карельских карьеров. Известняковый же щебень в основном идет из центра и юга России. Что касается гравийного щебня, то он, как правило, добывается при разработке песчаных карьеров.


Практически все добывающие российские предприятия стали сезонными. Зимой добыча практически не ведется в силу полного отсутствия спроса. Между тем еще совсем недавно, в 2008 году, российские предприятия произвели 428 млн куб. м нерудных материалов. Впоследствии такого уровня добычи достичь так и не удалось — и это несмотря на то, что за последние шесть лет рост производства щебня в стране составляет до 10% в год.


Ситуация изменилась и в техническом плане. Помимо спроса, многие российские добывающие компании остро нуждаются в модернизации производства. Подавляющее большинство дробильно-сортировочных комплексов, на которых сегодня работают отечественные производственники, морально устарели и требуют срочной модернизации. Причем, как правило, чисто экономически выгоднее построить новый комплекс, чем «латать» и ремонтировать старый. Но по этому пути пошли лишь отдельные предприятия-счастливчики, для которых выпуск качественного щебня не только веяние времени, но и основа потребительского спроса.



 


Было время и цены снижали

— Что касается разговоров о непомерном росте цен на российский щебень, то никакого реального подорожания не произошло, — авторитетно заявляет глава ассоциации «Недра» Владимир Сергеев. — А обвинения в адрес добывающих компаний, прозвучавшие с высокой трибуны на октябрьском Президиуме Госсовета в Новосибирске, где обсуждались проблемы дорожного строительства, мы считаем не совсем корректными и обоснованными.


Производителей обвинили в непомерно завышенных ценах на нерудные материалы, но цены на эти продукты поднимают не они, а посредники, пояснил нам Владимир Анатольевич. Мало того, в настоящее время из-за кризиса цены у российских производителей по сравнению с прошлым годом даже снизились. Так, средняя отпускная цена на щебень у производителя составляет около 450 руб. за 1 куб. в карьере. А посредники готовы продать этот же щебень уже по цене 1200 руб. Вот с ними и надо разбираться, считают в ассоциации, а производителям — наоборот, помогать, иначе они вымрут как класс.


А вот в ГК «Автодор» считают по-другому. По мнению первого заместителя председателя правления компании по инвестиционно-финансовым вопросам Иннокентия Алафинова, «можно говорить о некоей монополизации использования нерудных материалов», а этим вопросом должна заниматься ФАС.


— Есть частные компании, которые в свое время приобрели лицензию на те или иные нерудные материалы, будь то карьер щебня или песка, — объяснил нашему журналу г-н Алафинов. — Соответственно, когда вырастает спрос, они становятся некими монополистами на этом рынке.



 


Кто протянет руку

— В перспективе состояние этого рынка будет зависеть от двух отраслей, — перечисляет Виталий Оскирко. — В первую очередь это дорожное строительство, которое в последние годы серьезно финансировалось, а объемы этого финансирования постоянно росли.


В этом смысле не станет исключением и нынешний год. Бюджет ФДА «Росавтодор» достиг рекордной цифры в 500 млрд руб.


Второй отраслью, которая может дать толчок к выправлению ситуации, по мнению эксперта, может стать жилищное строительство. Однако на сегодняшний момент ситуация здесь тяжелая, а кое-где — просто критическая. Темпы строительства жилья не только упали, но порой просто отсутствуют.


Одним из возможных путей улучшения ситуации на этом рынке и удешевления самой продукции могло бы стать предложение, выдвинутое на том же октябрьском Госсовете в Новосибирске. В нем говорилось о возможной передаче строителям придорожных и линейных карьеров. Но оказалось, что и тут не все так просто.


 


Возможные варианты

В марте прошло заседание Экспертного совета Комитета по транспорту Госдумы РФ, на котором обсуждался вопрос внесения изменений в Федеральный закон «О недрах». Изменения предусматривают упрощенный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании линейных объектов. Предложенный законопроект предусматривает создание нового вида земель, содержащих полезные ископаемые, которые могут быть использованы «при выполнении работ для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов Федерации…».


То есть, иными словами, с принятием таких поправок у нас может появиться совершенно новый вид земель, выведенный, что называется, за скобки. К чему это может привести, сложно даже предположить. Конечно, данный законопроект, по большому счету, направлен на упрощение и удешевление дорожного строительства. Однако нельзя принимать решения, не просчитав наперед всех его возможных последствий.


А пока для улучшения качества строительства дорог было бы неплохо обязать дорожных строителей обслуживать построенные ими дороги в период всего жизненного цикла самой дороги по гарантии за свой счет.


— Только тогда, когда дорожники будут содержать свою дорогу по гарантии, они задумаются о качестве работ, — считают эксперты. — И подход к качеству выполненных работ станет другой.


Владимир РЕЧМЕНСКИЙ


Фото avito.st, bizzona.ru, monte-cargo.com, neveb.ru, pravdaurfo.ru, sovetov-dom.ru

Комментарии закрыты.